Тест "Готов ли ваш ребенок к школе"
Проверим слух, речь, логику...
На самом деле готовность к
школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до
серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить
которые можно с помощью игры.
Умение
подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить,
«черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые
вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать,
не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не
должно быть больше 10.
Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Уровень
развития речи. Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению
в школе.
Попросите малыша пересказать
короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого
комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать
слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие
сюжетной линии (начало, середина, конец).
Уровень
развития фонематического слуха?
Поиграйте в игру «Назови
лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его
несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка –
услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая
по одному слову в секунду):
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние»
слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается,
ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте
внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний
звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный,
последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный),
«езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих
ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на
слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а
ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные:
«корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...
Умеет
ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи,
выделять главное?
Попросите ребенка закончить
предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь,
поэтому...».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из
4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю.
Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра
«Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы
словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара.
Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь,
лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз –
зрение, ухо – ... (слух)».
Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое
мышление у него уже сформировалось.
Достаточно
ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная
координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.
Обратите внимание, как малыш
владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры,
вырезает геометрические фигуры.
***
Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться
с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в
школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам
требовать от него хороших результатов – тоже.