Какова главная задача родителей в период
адаптации ребенка к школе?
Основа родительской
позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать
школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем. Основная задача
родителей в помощи первокласснику - эмоциональная поддержка, предоставление
максимально возможной самостоятельности в организации его собственных действий
по выполнению школьных правил.
Как подготовиться к первому сентября?
- Рассказать о том, что ждет
ребенка в этот день.
- За несколько дней начать
вводить его в ритм "подъема и отбоя".
- Любимый медвежонок (кукла
или любимая игрушка) должен быть взят с собой в портфель (он тоже в первый
день пойдет учиться).
- Можно дать ребенку с собой
камушек - амулет (обеспечивает "связь с родителями").
- Основная одежда должна быть
новой и особой (школьная одежда), но какая-то деталь одежды должна быть
знакомой и любимой (любимые носочки, маечка, значок на рубашке и пр.)
- Мобильный телефон первого
сентября (и вообще в период адаптации) лучше с собой не давать. Ребенок
хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него
есть возможность постоянного контакта с родителями.
- Цветы учителю должны быть
такими, чтобы ребенок ощущал их особенную красоту (пусть их будет немного).
Лучше, если он будет выбирать цветы вместе с Вами. Это важно, чтобы у него
не возникало чувства, что другие дети принесли красивые цветы, а он -
плохие.
- Приготовить все с вечера,
чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать время, чтобы ребенок с
утра мог, не спеша поесть, сходить в туалет.
Что делать, если ребенок с утра плохо себя чувствует, а нужно идти в школу?
У шести-семилетних детей редко
случается "воспаление хитрости". Либо ребенок, действительно,
заболевает, либо плохое самочувствие связано с необходимостью идти в школу. В
любом случае, стоит это проверить. Если ребенок после того, как Вы оставили его
дома, сразу почувствовал себя лучше, то, возможно, его плохое самочувствие
связано со стрессом, испытываемым в школе. Постарайтесь выяснить (у ребенка, у
учителя, у знакомых детей), что происходило в школе вчера, позавчера. Важно
понять, что происходит, особенно если такое повторяется систематически.
Если же Вы все-таки решили
отправить ребенка в школу, дав ему таблетку от головной боли (или не обнаружив
никаких симптомов болезни), не делайте ценностью преодоление им плохого
самочувствия. Не хвалите за то, что он пошел в школу, переборов себя. Если Вы
будете гордиться, что Ваш ребенок учится (трудится), невзирая на свое плохое
самочувствие, то у него может подсознательно закрепиться установка на болезнь:
можно добиться похвалы, болея.
Как реагировать, если ребенок злится на учителя (детей) в
школе или испытывает страх перед школой?
Прежде всего: не запрещать
переживания. Не нужно твердить ребенку: "Нельзя злиться! Нельзя
бояться!" Переживания - вполне естественная вещь, и они должны иметь право
на жизнь. Однако необходимо обсудить с ребенком, что вызывает страх или злость,
вместе с ним понять, почему другие люди совершают действия, вызывающие у него
те или иные эмоциональные реакции. Понимание действий других часто само по себе
снимает переживания.
Есть и другие культурные
формы, помогающие человеку справляться со страхом. Для детей это, прежде всего,
чтение страшных сказок в ситуации полной защищенности (на маминых коленях).
Сказки дают человеку пережить чувство неизбежности торжества добра над злом,
сопереживания радости и состраданию, обеспечивающих победу маленького, слабого,
но доброго, над большим злом. Другая полезная для детей форма культурного
преодоления страха - спортивные игры, вызывающие переживания азарта,
уверенности в победе.
В процессе взросления ребенок
должен получить опыт проживания и преодоления трудностей и конфликтов. Задача
взрослых состоит в том, чтобы, находясь рядом, помогать ребенку определять
конструктивные способы своего поведения в таких ситуациях.
Что делать, если нужно спешить в школу, а ребенок не
торопится?
Психологами замечено
негативное влияние активного организующего давления взрослого на ребенка. Если
постоянно торопить ребенка: "Давай быстрее, мы уже опаздываем! Ну что ты
копаешься?!", - то может, наоборот, закрепиться обратная реакция.
Сформируется защитный стереотип "медлительности": в любой ситуации,
требующей быстрого реагирования, ребенок будет замедляться и
"тормозить". В этом он ничуть не виноват, так его организм защищается
от тревоги и напряжения, вызванных "эмоциональным прессингом" извне.
Поэтому целесообразно
проводить "профилактику цейтнотов". С этой целью, организуя сборы
ребенка в школу, желательно:
- Предусмотреть более раннее
вставание, позволяющее ребенку просыпаться, завтракать, одеваться,
умываться в его собственном темпе.
- Проследить, чтобы ребенок
собрал портфель и приготовил одежду и обувь с вечера.
Как относиться к неудачам ребенка, почти неизбежным в начале
школьной жизни?
Родители часто относятся резко
отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные оценки взрослых повышают
тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих действиях. Это, в свою
очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Так складывается
порочный круг. Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки со
стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от
смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах, заставляет
переделывать, исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление сделать работу
как можно лучше на этом этапе только ухудшает дело. Особенно сильно это
проявляется у тревожных, неглупых, исполнительных детей.
Поэтому самое правильное
отношение к первым неуспехам ребенка - отношение понимания, поддержки, помощи:
"У тебя все получится. Я тебе помогу." Важно создать условия для
переживания ребенком (хотя бы иногда) собственной победы.
Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации?
- Ребенок часто плачет
(больше, чем обычно).
- У него, в отличие от
обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже
засыпает).
- Ребенок проявляет
необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает агрессивно, лезет в
драку).
- Ребенок отказывается идти в
школу.
Как можно снимать стресс?
- Обеспечить ритмичную жизнь
и порядок дома (здесь очень важен собственный пример и подражание ему
ребенком).
- Важна теплая, естественная,
спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов, повышенного тона).
- Необходимо на какое-то
время продолжение традиционных "детских" ритуалов укладывания,
еды, умывания, совместной игры-обнимания, чтения на ночь, которые были
приняты в дошкольном детстве ребенка.
- Снимают напряжение игры с
водой, песком, рисование красками (с разрешением пачкания - отсутствием критики
или осуждения за испачканную одежду, пол!), изготовление коллажей в
"рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы и клеить
из них картины), спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки,
"классики" и пр.)
- Чрезвычайно важно
отсутствие лишних постоянных раздражителей (телевизор, приемник).
- Необходимо давать ребенку
возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость
(праздник, театр).
- Для многих лучше всего
снимает напряжение отдых на природе (особенно, труд).
Какие необычные проявления ребенка требуют обращения к
специалисту?
- Страхи (ночные страхи).
- Энурез (недержание мочи),
особенно если перед школой этого уже не было.
- Грызение ногтей, заикание
или подергивание века, лицевых мышц.
- Ярко выраженная агрессия.
О чем лучше спросить ребенка, когда он возвращается из
школы?
Психологи установили, что
родители своими вопросами о школе показывают ребенку свои приоритеты и
ценности. Машу мама всегда спрашивает по дороге домой: "Что ты сегодня
получила? Тебя хвалили или ругали?". Ваню спрашивают о том, с кем он
подружился, было ли ему интересно. Петю о том, что он нового сегодня узнал.
Сашу - что было в школе на завтрак, не проголодался ли он.
Именно то, о чем Вы все время
спрашиваете и покажет ребенку, что для Вас в жизни главное, а что второстепенное.
Он интуитивно будет ориентироваться, скорее всего, на Ваши ценности. Это не
означает, что он и будет развиваться именно в соответствии с вашими желаниями.
Часто бывает так, что слишком резко заявленные родителями приоритеты вызывают
тяжелейшие кризисы у ребенка, ощущающего, что он не в состоянии соответствовать
этим родительским запросам. Иногда, наоборот, ориентируясь на интересы
родителей, ребенок начинает игнорировать образовательные ценности школы.
По Вашим вопросам о школе
ребенок должен понять,
- что Вам интересно все, что
с ним происходит,
- что Вам важны его успехи,
но Вы любите и принимаете его таким, каков он есть.
Что не может быть сделано без участия родителей?
Без участия родителей не может
быть построена самостоятельность младшего школьника в организации своего
рабочего места, в выполнении домашних работ, в подготовке своей одежды и
портфеля к завтрашнему дню.
Культивирование
самостоятельности - это ответственная и постепенная работа Часто бывает проще
что-то сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Иногда действия
ребенка представляют для него реальную опасность. И тогда родители
предостерегают его: "Не делай сам, это опасно (трудно), за тебя сделаю
я". Эта неправильная установка приводит к "выученной беспомощности",
отказу ребенка в дальнейшем от любых самостоятельных действий, неверию в
собственные силы.
За чем должен проследить родитель, если он хочет помочь
ребенку учиться?
Самая главная задача родителей
во время школьного обучения ребенка - не стать учителями-дублерами, а остаться
родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ребенка, невзирая на
его школьные успехи или неудачи. Поэтому и следить родитель должен, в первую
очередь, за уровнем самостоятельности ребенка в домашних делах (в том числе и в
выполнении школьного домашнего задания).
Если до начала обучения в
школе ребенок не овладел приемами самостоятельного одевания (например,
завязыванием шнурков), укладывания спать, уборки "своей территории",
чистки зубов перед сном и пр., то это - первейшая забота родителя. Причем
отдельные дела или действия ребенок к этому времени уже может выполнять
самостоятельно, без присмотра взрослого и по собственной инициативе.
С первого сентября к этому
добавляются:
- подготовка стола к
выполнению домашней работы;
- сбор портфеля;
- подготовка с помощью
родителей школьной формы (или одежды и обуви, в которой завтра ребенок
пойдет в школу).
Как помочь ребенку организовать свое рабочее место?
Во-первых, личным примером.
Если на Вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то совершенно бесполезно
приучать к порядку ребенка.
Когда Вы покажете ребенку свое
рабочее место (кухонный стол, письменный стол, рабочий стол), то обратите его
внимание, какими предметами Вы пользуетесь, для чего они нужны и в каком
порядке Вы их раскладываете на рабочем месте.
Пусть ребенок расскажет Вам,
какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и как ему удобнее их
разложить на столе. Определив вместе с ребенком удобные для разных вещей места,
можно наклеить на поверхность стола наклейки - "домики" для каждой
вещи.
Обратите внимание на позу
сидящего за столом ребенка. Ему еще трудно контролировать себя, он не очень
хорошо ощущает собственное тело, а тем более трудно долго сидеть в одной позе.
Можно сделать несколько фотографий сидящего в разных позах ребенка, а потом
изучить их вместе с ним - имитируя эти позы и обсуждая, чем они плохи
(искривление позвоночника, затекание ног, закрывание собственной работы от
света и пр.). Научите его разным веселым упражнениям, которые лучше делать в
перерывах между занятиями (если ему уже показали в школе, пусть покажет их Вам)
- упражнения для пальцев рук, физкультминутки под ритмические стихи.
Как часто требуется взаимодействовать с учителем в период
адаптации?
В адаптационный период должна
быть налажена постоянная связь между школой и родителями. К сожалению, учителя
редко знают о том, что происходит с ребенком дома после занятий, а родители
имеют слабое представление о том, что происходило с ребенком в школе. Нужно
договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых они могли
бы обменяться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу действий детей. В
течение первого года обучения детей родители и учителя должны стать
единомышленниками.